Вышло в свет методическое пособие для учителей "Изучаем историю семьи в школе".
Автор пособия - генеалог, родовед, доктор исторических наук, научный руководитель проекта "МИР - Моя История Рода" Алексей Геннадьевич Мосин.
Проект "МИР" поддержан Фондом президентских грантов.
21 ноября 2019 г. в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция проекта "МИР - Моя История Рода" - "Мы будущее своего Рода".
Для чего люди создают семью?
Для чего люди создают семью? Это традиционный вопрос, который я задаю своим студентам на первом занятии в рамках курса «Семьеведение», когда мы разбираем понятие и сущность семьи. Ответы студентов УрФУ не особо отличаются от среднестатистических ответов молодежи по России [1].
«Чтобы быть рядом с близким человеком», - выкрикивает кто-то с галерки.
«Чтобы было кому в старости стакан воды подать», - произносит молодой человек в серой толстовке.
«Чтобы было о ком заботиться», - подхватывают девушки.
«Чтобы рядом был постоянный сексуальный партнер», - все дружно улыбаются.
Я продолжаю: «Есть еще варианты?»
«Да, чтобы у будущего ребенка была семья, если уж так случилось…», - еще одна версия.
«Чтобы продолжить род!», - юноша даже привстал из-за парты, чтобы сказать это с гордостью.
«Из-за того, что уже пора, родственники, друзья настаивают. Вот тебе уже 25 (30, 40 и т.д.), а ты все еще не замужем!», - смущенно высказывает предположение девушка с красивыми карими глазами.
«Все верно. Еще есть?»
«Чтобы не быть одиноким» - выдавливает кто-то последнюю версию.
Я обобщаю ответы студентов, и мы делаем совместный вывод, что люди вступают в брак или создают семью (даже без брака) исключительно для того, чтобы удовлетворить свои потребности. А вот уже эти самые потребности могут быть совершенно различными. И осознание потребностей - это уже задача каждого из нас. К сожалению, эти потребности не всегда могут быть четко отрефлексированы, поскольку часть из них спрятана в глубинах нашего сознания.
Следующий вопрос, на который мы ищем совместные ответы, «Что такое семья?». И тут ответы сыплются один за другим: «ячейка общества; группа людей, связанных кровными или родственными отношениями, общностью быта, моральной и взаимной ответственностью; двое и более людей, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство и т.д.» На каждом таком определении семьи останавливаемся и разбираем его, что называется, по косточкам». Сразу становятся очевидными все особенности того или иного подхода, предлагаемого студентами.
«Еще есть мнения?» - спрашиваю я.
И кто-то один: «Ну, раз вы ждете еще какого-то ответа, то тут какая-то засада, видимо, и кроется».
«Точно, кроется. Все определения, которые вы даете, отражают либо мнение конкретных ученых, либо те стереотипные представления, которые у вас сложились на протяжении жизни. Давайте попробуем остановиться на более широком, в чем-то философском, понятии семьи. Я предлагаю рассмотреть семью как школу жизни. В этой школе каждый из нас проходит собственные уроки, да еще и по индивидуальной программе (студенты смеются). Если ученик справляется с предназначенным для него уроком, то это способствует и его личностному росту, и развитию семьи в целом. А что, на ваш взгляд, позволяет сохранять семье устойчивость и стабильность?
«Конечно, любовь!» - тут уже студенты единодушны в своем мнении.
«Хорошо, любовь, так любовь. С чем тогда вы связываете такое огромное количество разводов в нашей стране. На сегодняшний день в среднем по России распадается каждый второй брак. Что же тогда с любовью? Куда же она девается?» Тут студенты начинают усиленно размышлять: в чем же здесь подвох кроется?
«А все дело в том, что любовь – это замечательная вещь, но вместе с ней у людей, вступающих в брак, должна быть сформирована готовность к браку, включающая в себя уважение, умение прощать недостатки, терпение [3]. И они представляют собой не что иное, как наши собственные качества характера, наличие которых свидетельствует о нашей зрелости. Зрелость бывает разная. Физическая зрелость позволяет иметь детей и вступать в сексуальные отношения без вреда для организма. Эмоциональная зрелость предполагает способность человека к установлению теплых межличностных взаимоотношений. Волевая зрелость означает сформированность таких качеств личности, которые позволяют достигать намеченных целей: настойчивости, целеустремленности, самостоятельности. Все эти качества необходимы в семейной жизни [2]. И именно их наличие определяет устойчивость брака. Наличие зрелости (за исключением физической) чаще всего не зависит от возраста. Мы можем наблюдать незрелых людей и в 30, и в 40 лет, и, наоборот, среди молодых юношей и девушек есть полностью сформировавшиеся зрелые личности. Но это скорее исключение, нежели правило.
Теперь уже вопросы задают студенты. «И что же? - спрашивают они. - Если у нас в наличие только физическая зрелость, мы не можем создавать семью?»
«Почему же, можете, - отвечаю я, - вопрос в другом - для чего вы ее создаете? Поразмышляйте о своих истинных мотивах и собственной готовности к семейной жизни».
«А если у нас нет нужных качеств для прохождения уроков в школе семейной жизни, что тогда? Семья обречена на развал?»
«Не все так печально. Сейчас в этом вопросе ваши возможности неимоверно шире, нежели у ваших родителей. Теперь вы знаете секрет успеха семьи. Получайте знания, формируйте у себя необходимые качества. Сложности бывают в каждой семье. Но наличие качеств, о которых мы сегодня говорили, позволяет пройти через них с минимальными потерями.
Занятие заканчивается, и студенты уходят погруженные в свои мысли. Изменилось ли их отношение к семье, мне неизвестно. Время покажет. Ведь теория обычно проверяется практикой…
Литература:
* Волченкова Е.В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак //Вестник Нижегородского института им. Н.И. Лобачевского. - 2014, № 2 (34), с. 31-36.
* Данилевич О.К. Готовность молодежи к браку и создание семьи как научно-педагогическая проблема. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_Gum/Pfto/2012_26/files/P2612_127.pdf
* Гадецкий О. Г. В чем секрет счастливых семейных пар? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psiholog3000.ru/poznavatelnye-materialy/muzhchiny-i-zhenshchiny/o...